Вегетарианский Вестник, Киев, 1915 г.
(Избранные статьи)
Кое-что о вегетарианстве
В последнее время среди вегетарианцев всё чаще и чаще раздаются голоса в пользу сырого растительного питания. Это отчасти объясняется тем, что противники вполне основательно упрекают вегетарианцев в том, что они только заменили мясо и рыбу разнообразными растениями, но методы приготовления блюд остались те же, т. е., варка, при которой клетки растений убиваются и разрушаются, эфирные части улетучиваются, а растворимые уходят в воду; при жарении часть веществ обращается в уголь, и являются вредные продукты сухой перегонки в виде органических шлаков, переваримых и вызывающих брожение.
Таким образом, мы, вегетарианцы, питаемся тоже трупами, как и мясоеды, но только растительными и часто даже ядовитыми (напр. solanum в картофеле, в особенности весною во время прорастания его, areum в овсяной крупе, пасленовая кислота в помидорах и др.).
Я подчеркиваю, что мы, вегетарианцы, питаемся трупами, ибо с биологической и сравнительно-анатомической точек зрения нет разницы между животными и растениями, ибо низшие представители являются в одно и то же время и животными, и растениями. И вообще, в природе единство жизненных явлений настолько проявляется в незаметном переходе из одного вида в другой, что последние работы ученых-минералогов констатируют наличность полов при кристаллизации даже у минералов, появление у них признаков наследственности, проявляющееся в огранке углов и взаимном совокуплении, даже нечто в роде процессов питания, именно пожирание большими кристаллами меньших и т. д.
Все это я говорю ктому, чтобы доказать, что всюду – жизнь, и поэтому вегетарианцы не правы, утверждая, что они не участвуют в убийстве.
Обычно понимаемое вегетарианство, с включением молока и яиц, есть грубое искажение тех принципов, которые провозгласили пионеры истинного вегетарианства 1.
Если в силу тех или других причин не можешь всецело осуществить идею, то не низводи ее до своего уровня и тем не обесценивай ее, а пусть она будет для тебя, слабого, маяком светлого будущего, стоящим выше тебя, и, тем самым, заставляющего тянуться к нему!
Не приспособляй идею к себе, а приспособься сам к ней – в признании первого положения и кроется причина того противоречия между практикой и идеей, которое потом приводит к полному отрицанию последней.
Я. упомянул о грубом искажении вегетарианских принципов при употреблении в пищу, молока и яиц, заключающемся в том, что сосуна-теленка режут, чтобы дать молоко потребителю – вегетарианцу. Да и вообще определенное число коров режут при молочном хозяйстве в виду их негодности для доения, а также и быков, как лишних производителей.
Что же касается яиц, то ведь куры очень скоро оказываются негодными к носке яиц, и при хозяйстве не станете же вы напрасно кормить несколько лет много лишних кур, и вам придется их продать, что равносильно личному за зарезыванию.
Вообще вегетарианцу, занимающемуся хозяйством, нельзя иметь ни коров для пользования их продуктов в пищу, ибо рано или поздно нужно устраивать для них богадельни, приюты, ясли и т. д., если вы не хотите их продавать на зарез.
В последнее время вообще мне представляется вегетарианство измышлением праздного города», по крайней мере в таком виде, в каком его нам преподносит наша литература, а другого, простите, я не знаю. А если в содержание вегетарианства, вкладывать широкое применение принципа «не убий», то придется заговорить, о совершенно незаметном с первого взгляда нарушении этого священного принципа вегетарианцами.
Дело втом, что если даже признать за идеал питания яблоками, грушами, вишнями, сливами, абрикосами и другими плодами, поедая оболочки которых, мы являемся распространителями семян по мере нашего движения по земной коре, и, таким образом, становимся благодетелями природы. Этот род питания вполне удовлетворяет и биологическим и нравственным требованиям и, отчасти, медицинским, по последним изысканиям д-ра Бирхнер-Беннера2 на основах энергетики питания и американского диетолога проф. Флетшера над студентами, занимающимися спортом и умственным трудом, и личнымопытом подтверждено Арнольдом Эретом3.
Но все это так хорошо кажется только при поверхностном взгляде и проповедывается как выход из противоречий вегетарианских принципов и является, опять повторяю, «измышлением праздного города» и при легком прикосновении природы все это разлетается как приятное сновидение.
Представители праздных горожан – вегетарианцы-сыроеды (употребляю это выражение, ибо мы освободили себя от личного физического труда и вместе с этим потеряли связь с природой, возможность конкретно мыслить и считать себя честным) – покупают на рынке яблоки и наивно думают, что они теперь вполне осуществляют вегетарианский принцип, «не убий». Но в действительности, чтобы иметь сносные плоды, нужно вести борьбу не на жизнь, а на смерть с многочисленными вредителями, начиная с невидимых простых глазом грибков и кончая птицами, зайцами, и даже медведями на Кавказе, откуда идут такие вкусные плоды.
Но наиболее идеальные вегетарианцы предлагают не уничтожать вредителей, говоря, что и на их и на нашу долю хватит плодов про условии, конечно, ограничения своих потребностей до минимума, а я вам скажу, согласно своим многочисленным личным наблюдениям и опытам старых искренних вегетарианцев, что не хватит, ибо, во-первых, зимою зайцы так обгрызут кору деревьев, что деревья почти не будут плодоносить, а если все таки часть даст плоды, то многочисленные парные и непарные шелкопряды и др. постараются докончить работу зайцев, а при созревании жалких оставшихся плодов птицы вполне завершают работу своих предшественников! Итак, чтобы получить плоды, живущему в городе и сидящему в «каменном склепе» вегетарианцу и тоскующему по райскому яблоку, нужно перешагнуть через груды трупиков многочисленных грибков, насекомых, червей и трупов птиц и животных!
Потом вегетарианцы читают различные книги и газеты, совершенно не подозревая, что в состав типографской краски входит тресковый жир, и гордо сидит колонист за сделанным им грубым столом, склеенным столярным клеем, вываренным из костей убитых животных, снимаются в фотографии, в то время как пленки пластинок – броможелатиновые, не говоря уже о том, что носим кожаную обувь!
Но из всего этого нисколько не вытекает в виду кажущейся неприменимости абсолютных принципов вегетарианства, полного отречения от вегетарианства и сделаться ярым противником, как это поступил Ив. Фед. Наживин4. Если, конечно, из вегетарианства делать «лекарство от всех болезней», как это делало в течение 6-ти лет «Вег. Обозрение» и кормить читателей «манной кашкой», как малых наивных детей, оберегая всячески их от критических статей, то, конечно, здравого человека это может только оттолкнуть, как от лицемерного и одностороннего сектантства.
И. Шерстюко
1 См. №3 «Вегетарианский вестник» за 1914 г., статью «Вегетарианцы ли мы?».
2 «Энергетика питания».
3 «Лечение голодом и плодами».
4 См № 3-4 «Вегет. Вестник», статья «О вегетарианстве и вегетарианцах».
|